Как помочь в конкретной ситуации?
К психологический центр за помощью обратилась женщина - помогите: сын перестал учиться, не ходит в школу, хотя всегда был успешным учеником, спортсменом, со сверстниками трудностей никогда не возникало.
Женщина, которая недавно пережила развод с мужем, осталась с двумя детьми, старшему ребенку 15 лет, младшей дочери 6 лет. Сильный конфликт у отца со старшим сыном, осложненный еще тем, что после развода, семья проживала на одной территории. Отец обвинял сына, за то, что он принял позицию матери и встал на ее сторону, придирался по любому поводу. Подросток испытывал чувство вины. Конфликт дошел до рукоприкладства – отец ударил сына. Мать зафиксировала побои у сына в мед. учреждении. Информация находилась в Отделе по делам несовершеннолетних (ОДН) и в органах опеки. С этого времени ребенок перестал посещать учебное заведение, закрылся от внешнего мира, наступила ко всему апатия.
Через некоторое время педагоги стали беспокоится, а в дальнейшем угрожать различными наказаниями, что еще больше усилило замыкание подростка.
Стали углубляться в ситуацию. Главное понять, в какой момент или период произошел сбой.
Прохождение теста-опросника ОРО (Опросник Родительского Отношения) показало, что Клиент находится со своим старшим сыном в «Кооперации» - социально желательный образ родительского отношения. Она заинтересована в делах и планах подростка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности подростка, испытывает чувство гордости за него. Она поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Также доверяет сыну, встает на его точку зрения в спорных вопросах.
Первичная беседа с сыном Клиента показала, что подросток находится в кризисном состоянии, а именно, в состоянии «избегания» — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
При взаимодействии с ОДН выяснилось, что следователь договорилась о встречи на территории школы с потерпевшим подростком. Но он не пришел на эту встречу, и с этого времени перестал посещать учебное заведение. Во взаимодействии с ОДН было решено регулировать все вопросы вне стен школы.
Также проведена индивидуальная консультация с педагогами для разъяснения сложной ситуации у подростка в семье. Педагоги с помощью психолога выработали правильный подход и создали благоприятную атмосферу для пребывания в школе.
В результате удалось наладить контакт с подростком, который вернулся к учебе. С женщиной также была проведена работа, в результате которой в семье был решен вопрос о проживании в другом месте отца подростка, и это снизило возможность новых конфликтов между сыном и отцом. Мать ребенка отслеживала все рекомендации по взаимодействию с сыном, продолжала доверительные, добрые, спокойные отношения, проявляла максимальное терпение. С бывшим супругом начала общаться на нейтральной территории, только по необходимым вопросам, и временно исключила его общение с сыном. С педагогами вела электронную переписку, ознакамливала их с ходом расследования по данному конфликту.
Потребовалась целая команда специалистов, чтобы вернуть молодого человека в социум, дать вновь почувствовать интерес к жизни. Помочь осознать невиновность подростка в разводе родителей.
Так важно не оставлять подростка одного с таким огромным количеством проблем - развод родителей, конфликтные отношения с отцом, применение физического насилия отца к сыну, не корректные межведомственные взаимодействия (посещение школы следователем). Когда столько серьезных проблем, ребенок теряется, единственное, что он может сделать - это замкнуться, уйти в себя, перестать делать обычные повседневные задачи. Родители! Не оставайтесь в одиночестве со своими трудностями!
Возможно, у Вас возникли вопросы, необходимы уточнения. С удовольствием отвечу Вам в комментарии или в консультации!
Любите и берегите себя и ваших детей!
Ссылка для бесплатной демо-консультации:
https://www.b17.ru/juliamezina/#consultation
Примечание: случай из практики произошел более года назад и описывается с согласия клиента.